Наша жизнь







"ГТО В МОЕЙ СЕМЬЕ"
3 ноября на базе спортивной школы "Малахит" в формате командной эстафеты прошел традиционный фестиваль "ГТО в моей семье".
Среди команд в составе 3 человек (мама, папа и ребенок) победителями, как и в прошлом году, стала семейная команда сотрудников НИИ ОЭП Можейко. На 2 месте - семья Валуйских, 3 место у семьи Дмитриевых.



ПОЕЗДКА В ПУШКИНСКИЕ ГОРЫ
В конце сентября состоялась поездка группы сотрудников института в Пушкинские горы, организованная профсоюзным комитетом.
Пушкин. Он сопровождает нас всю жизнь. В детстве мы зачитываемся его сказками, в юности переживаем за Дубровского и Татьяну, позднее пытаемся разгадать загадку его философских произведений.
Пушкиногорье. Пушкинский заповедник. Места, отмеченные гением Александра Сергеевича Пушкина. Особый мир поэта, в котором отразились его творческие устремления и замыслы, краски и звуки окружающей природы, народной жизни.
Наше знакомство с Пушкиногорьем началось с музея-усадьбы “Петровское”. В 1742 году Абрам Петрович Ганнибал, прадед поэта, получил эти земли по указу императрицы Елизаветы Петровны. На территории прекрасного парка расположены два дома - Абрама Петровича и его сына, двоюродного деда поэта - Петра Абрамовича. Оба дома восстановлены на старых фундаментах. Свой дом Абрам Петрович спроектировал самостоятельно - диплом военного инженера, подписанный Людовиком XV, был полезен не только на полях сражений. В домах мебель, книги, предметы интерьера, посуда XVIII-XIX вв. К огромному сожалению, подлинных вещей Ганнибалов-Пушкиных сохранилось не так уж много. Александр Сергеевич неоднократно бывал в Петровском, общался со своим двоюродным дедом, интересуясь своей родословной, тесно переплетенной с историей России. Особый интерес к Петровскому Пушкин проявлял во время работы над такими произведениями, как "Арап Петра Великого" и "Моя родословная".
Великолепным обрамлением домов предстает старинный регулярный парк Петровского, площадь которого почти 9 га. До наших дней парк сохранил следы планировочных решений и даже некоторые насаждения начиная с 1750-х гг. и до начала XX в. Особое очарование парку придаёт геометрическая планировка территории. Подъемы и спуски, система декоративных и хозяйственных прудов, садовые элементы, стройные липовые аллеи и старейшины парка - два мощных вяза, которые росли еще при А.П. Ганнибале. Из беседки-грота, стилизованной под слона, открывается великолепный вид на озеро Кучане и расположенное на противоположном берегу Михайловское. В него мы и отправились после вкусного и сытного обеда в столовой "Пушкиногорье".
Михайловское. Родовое имение - Ганнибалов и Пушкиных - было для Александра Сергеевича родным домом, "кабинетом", "приютом спокойствия, трудов и вдохновенья". Сюда он приехал после окончания лицея "беспечным юношей" в 1817 году, в 1819 г. - уже известным поэтом. В 1824-1826 годах он провел здесь "изгнанником два года незаметных". Возвращался сюда и в последующие годы. Именно в Михайловском впервые в творчестве поэта прозвучала тема народных судеб, простого русского народа, которая впоследствии прошла через все его произведения, вплоть до стихотворения "Памятник". Именно сюда после гибели поэта приехала его вдова, Наталия Николаевна, с детьми. Именно в парке Михайловского, в живых его декорациях, разыгрывали они сценки из его сказок, сидя на ветвях столетнего дуба, бродя по тропинкам парка в поисках следов невиданных зверей.
Усадьба, обустроенная дедом Пушкина - Осипом Абрамовичем в конце XVIII века - невелика. Расположена она на берегу реки Сороть, окружена лугами и парком. В центре усадьбы - господский дом, по бокам от него расположены хозяйственные и служебные постройки. Слева - господский флигель (банька), получивший название "Домик няни" в память о няне Пушкиных Арине Родионовне. Банька из двух помещений. В светелке можно увидеть шкатулку Арины Родионовны. На крышке шкатулки с внутренней стороны надпись: "Для чорнаго дня...". А в мыльне Александр Сергеевич в любое время года принимал ледяные ванны. А после садился на коня и мчался в поля. Справа - господская кухня, дом управляющего и дом приказчика. При входе в усадьбу со стороны Еловой аллеи на деревянном лафете стоит старинная пушка-мортирка 1771 г. Крестьяне шутили: "Как же так: у Пушкиных - и без пушки".
Ко времени приезда Пушкина в ссылку господский дом, отстроенный в конце XVIII века, порядком обветшал. Сам Александр Сергеевич называл его "скромная семьи моей обитель", "ветхая лачужка". Мебель, которая была в доме при Пушкине, была ганнибаловская. Пушкин себе ничего нового не покупал. В доме есть вещи, принадлежавшие Александру Сергеевичу - железная трость весом 3 кг, постоянная его спутница в пеших прогулках, подножная скамеечка А.П. Керн, фарфоровая чернильница в виде фигурки Амура верхом на дельфине из Полотняного завода (родовое имение жены А.С. Пушкина - Наталии Николаевны), вазочка из дерева и папье-маше с перламутром для перьев, серебряный подсвечник поэта. В доме много книг и картин. Портреты родных и друзей поэта - И.А. Ганнибала, В.Л. Пушкина, родителей, брата Левушки и сестры Ольги, И.И. Пушкина, А.А. Дельвига В.К. Кюхельбекера и другие. В экспозиции множество рукописей и рисунков самого Александра Сергеевича.
Из окон дома открывается вид на берег Сороти и на старинный парк, разбитый дедом Пушкина Осипом Абрамовичем Ганнибалом в 1780-х годах во французском регулярном стиле. Он занимает площадь 21,1 га и состоит в основном из елей и сосен. Для Александра Сергеевича парк и сад, старые и запущенные, были любимым местом прогулок и источником творческого вдохновения. Центральная Еловая аллея ведет к господскому дому. А под углом к ней расположена мемориальная Липовая аллея, у которой есть и другое название - аллея Керн. Связано это с посещением Михайловского летом 1825 года Анной Петровной Керн. Липы посажены здесь в конце XVIII в. Выйдя за околицу усадьбы можно увидеть “мельницу-крылату” и Савкину горку - старинное городище, которое поэт мечтал выкупить для своей семьи.
Из Михайловского мы направились в Тригорское, в гости к друзьям и дальним родственникам поэта - Осиповым. Время уже было позднее, но нынешние хозяйки усадьбы - замечательные экскурсоводы - дождались нас и провели по дому и парку. Дом в Тригорском был местом, где поэт находил сочувствие, душевный покой, искренние симпатии, участие и радушие. Старый господский дом требовал ремонта. Но средств у Прасковьи Александровны Осиповой не было. И в 1820-х годах семья перебралась в здание пустовавшей к тому времени полотняной фабрики. Именно этот "не то сарай, не то манеж" стал для михайловского изгнанника Пушкина в 1824-1826 гг. "приютом, сияньем муз одетым". Именно Тригорское, с его домом, парком, прудами и лесами, воспринимается как "дом Лариных", а в героях романа "Евгений Онегин" угадываются конкретные лица. На самом краю крутого обрыва к реке Сороть под сенью вековых дубов и лип стоит "скамья Онегина", уходит вглубь парка "аллея Татьяны". "Ель-шатер", "береза-седло", "дуб уединенный" - вот далеко не все реликвии прекрасного Тригорского парка.
Любуясь красотами Пушкинских гор, нельзя не вспомнить о человеке, восстановившем усадьбы из руин после войны. Семен Степанович Гейченко (1903-1993), человек, посвятивший свою жизнь Александру Сергеевичу Пушкину и Пушкиногорью, около полувека был директором и хранителем Пушкинского заповедника.
Сколько еще хотелось посмотреть! Святогорский монастырь, где нашел свой последний приют Поэт, городища Воронич и Савкину горку, музейный комплекс в деревне Бугрово. Но увы, за один день это не получится.
Невозможно словами описать те чувства, с которыми мы возвращались из почти суточного путешествия. Несмотря на усталость, мы были переполнены эмоциями от прикосновения к нашей истории, к чарующему миру Поэта. В голове крутились обрывки произведений Пушкина, перед глазами проплывали прекрасные усадебные парки. И автобус наш сопровождала, пробираясь сквозь волнистые туманы, огромная луна.

Н.Ю. Бобровская,
Н.Ю. Бобровская, зам. начальника ОТЛ






















ЭКСКУРСИОННАЯ ПОЕЗДКА В КУНСТКАМЕРУ И СЕРГИЕВКУ
15 июля состоялась коллективная поездка сотрудников НИИ ОЭП в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеру) с посещением на обратном пути дворцово-паркового ансамбля "Усадьба Сергиевка". Обе экскурсии были организованы научным секретарем института А.П. Гурьевым. Экскурсия в Кунсткамеру состоялась в рамках ответного визита по согласованию с главным хранителем фондов музея Натальей Павловной Копаневой.
Невероятно вдохновляющую и интересную экскурсию по экспозиции Кунсткамеры для работников НИИ ОЭП провела Наталья Петровна Егорова, старший хранитель Музея М.В. Ломоносова. После посещения нескольких этнографических залов и основной экспозиции Кунсткамеры, среди экспонатов которых есть поистине уникальные предметы, наши сотрудники поднялись в башню и осмотрели экспозицию первой астрономической обсерватории Академии наук. Здесь в XVIII веке зародились отечественные астрономия, метеорология, география, геодезия, топография, служба времени. Среди экспонатов выставки — большая раздвижная зрительная труба, с помощью которой М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца в 1761 году.
Затем по еще одной узкой винтовой лестнице наши сотрудники поднялись почти под крышу здания, в зал, где стоит земной и небесный Готторпский глобус и откуда открывается потрясающий панорамный вид на Неву, Дворцовый мост и стрелку Васильевского острова. Готторпский (Большой Академический) глобус, диаметр которого составляет 3,1 м, был изготовлен в герцогстве Шлезвиг-Гольштейн во времена правления герцога Фридриха III и впоследствии передан в подарок императору Петру I. Пострадавший во время пожара, он был восстановлен в середине XVIII века: географическая карта с внешней стороны глобуса отображает географические представления русских ученых того времени.

Во второй половине дня состоялась экскурсия в Сергиевку – дворцово-парковый ансамбль, расположенный на месте бывшей усадьбы Лейхтенбергских в Старом Петергофе. Об истории усадьбы и о биологическом институте, который находится на ее территории сегодня, нашим сотрудникам рассказал профессор СПбГУ, доктор биологических наук, академик РАЕН Дмитрий Владимирович Осипов, который более 30 лет был директором НИИ Биологии и очень многое сделал для восстановления дворцово-паркового ансамбля: фасадов дворца, скульптуры, плотин, мостов и прудов парка.
Сергиевка является памятником архитектуры XIX века федерального значения и входит в состав всемирного наследия ЮНЕСКО. Свое название усадьба получила от имени Сергея Петровича Румянцева, сына фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского. В 1838 году усадьбу приобрел Николай I, и она стала загородным домом любимой старшей дочери царя Марии Николаевны и ее мужа герцога Максимилиана Лейхтенбергского, президента Императорской академии художеств (с 1843 г.) и главноуправляющего корпуса горных инженеров (с 1844 г.). Архитектор Штакеншнейдер, который в Петербурге построил для четы Лейхтенбергских Мариинский дворец, стал также и автором их загородного дворца.
После революции дворец и парк были взяты под охрану государства и переданы биолого-почвенному факультету Ленинградского университета. И по сей день в самом дворце и в постройках на территории усадьбы располагается НИИ Биологии. Во время Великой Отечественной войны усадьба Лейхтенбергских оказалась на линии фронта Ораниенбаумского плацдарма, парк и постройки сильно пострадали, погибли произведения искусства. Спустя время дворец был восстановлен, а сотрудники биологического института по крупицам собрали и отреставрировали чудом сохранившиеся скульптуры: "Еву", "Немезиду" и главный экспонат нынешней Сергиевки – "Венеру, снимающую сандалию". Туристов привлекает и находящаяся здесь скульптура "Голова", высеченная неизвестным скульптором в гигантском гранитном валуне предположительно в конце XVIII–начале XIX века и послужившая, по легенде, прообразом пушкинского персонажа в поэме "Руслан и Людмила".

Обе экскурсии, необыкновенно интересные и насыщенные, проведенные людьми, влюбленными в свое дело, оставили неизгладимое впечатление у сотрудников нашего института.







ЭКСПЕДИЦИЯ В УСТЬ-РУДИЦУ
2 июня любители истории родного края из Санкт-Петербурга и Соснового Бора (в том числе сотрудники НИИ ОЭП) участвовали в авто-пешем походе на место бывшей усадьбы М.В. Ломоносова в Усть-Рудице. Цель экспедиции, которой руководил профессор СПбГУ, доктор биологических наук, академик РАЕН Дмитрий Владимирович Осипов, - оценка нынешнего состояния территории, обелиска, посвященного М.В. Ломоносову, окружающего ландшафта и сохранение исторической памяти об Усть-Рудицкой фабрике цветного стекла, основанной великим ученым в 1753 г.
Именно здесь Ломоносов создал передовые по тем временам технологии стекольной промышленности, производства смальты и техники мозаичного набора художественных произведений. К сожалению, выдающийся исторический памятник российской науки, культуры и техники – усадьба М.В. Ломоносова и фабрика цветного стекла в Усть-Рудице на много лет была предана забвению. Добраться сюда на машине сложно – сначала по шоссе от Большой Ижоры, потом поворот на бетонку, затем проселком по колеям и рытвинам лесной дороги. Один участок пути особенно труден: гать через болото. Дальше – пешком 2 км и вброд через речку Рудицу. Пространство преодолено – теперь нас с Ломоносовым разделяет только время, более 270 лет. Тогда тут было шумно – вовсю шло строительство фабрики и усадьбы. А теперь тишина, ни души. Мы единственные посетители этого "музея под открытым небом", в глухом лесу, под двумя вековыми дубами. Только гранитный обелиск с лаконичной надписью: "Здесь работал М.В. ЛОМОНОСОВ. 1753–1765".

Дмитрий Владимирович Осипов, автор книги "Усадьба Ломоносова Усть-Рудица – фабрика цветного стекла", может бесконечно рассказывать о вкладе выдающегося русского ученого в развитие стекольного и мозаичного дела в России, о том, как Ломоносов запрудил здесь Рудицу, поставил мельницу, лесопилку, плавильные печи и начал из песка производить стекло и смальту – по своим рецептам. Лес, растущий на месте усадьбы, мы исследовали, сколько смогли за день. И ушли не с пустыми руками: несколько кусочков цветного стекла, осколок подовой кладки (дна) стеклоплавильной печи из огнеупорной гжельской белой глины, фрагмент кирпича фундамента усадебного дома – есть первые экспонаты для музея НИИ ОЭП. Все путешественники, несмотря на усталость, остались довольны: в памяти - преодоленные трудности лесного похода, живописные фотографии родного края. В настоящее время мы не решим проблему воссоздания усадьбы и фабрики Ломоносова, но пробудить интерес к забытым историческим местам вполне по силам нашим современникам.

А.П. Гурьев,
вед.научный сотрудник АО "НИИ ОЭП"













ПОЕЗДКА В САБЛИНСКИЕ ПЕЩЕРЫ И НА ЗАВОД ПО ПРОИЗВОДСТВУ СИДРА
18 мая около 30 сотрудников НИИ ОЭП и членов их семей совершили экскурсионную поездку в Саблинский памятник природы, расположенный в Тосненском районе Ленинградкой области.
Началась экскурсия с посещения парка Александра Невского на Графской горе на берегу реки Тосны между городом Никольское и поселком Ульяновка. По преданию, здесь молодой князь Александр Ярославович с дружиной молился о даровании победы перед Невской битвой 15 июля 1240 года. В 2021 году к 800-летию со дня рождения Александра Невского здесь был открыт монумент "Молитва перед боем". Бронзовый памятник изображает князя в боевом облачении, а за ним на каменном постаменте изображен скульптурный лик Христа Спасителя, вписанный в круг, с обратной стороны которого – лик Богородицы с ребенком на руках как символ защиты и заступничества.
Затем группа осмотрела Саблинские пещеры, представляющие собой заброшенные подземные выработки по добыче кварцевого песка, используемого для производства стекла. Большая часть выработок относится к середине XIX-началу XX века. В данный момент для посещения открыта самая большая и интересная Левобережная пещера. Протяженность укрепленного и оборудованного лабиринта, открытого для посетителей, составляет примерно километр. Особый интерес из увиденного представляют подземное озеро, глубина которого доходит до 1,5 метров, а также большие и красивые подземные залы: Зал Подземного Короля, Космический зал, Колонный, Красная шапочка и другие. Левобережная пещера – самая разноцветная (по цвету горных пород) пещера в окрестностях Санкт-Петербурга. Зимой в ней зимует самая крупная в области популяция летучих мышей.
Другой достопримечательностью, относящейся к Саблинскому памятнику природы, является Саблинский водопад. Его высота в разное время года из-за переменного водопотока колеблется от 3 до 4 метров. В мае уровень воды в Саблинке падает, поэтому водопад слабеет, но благодаря холмистой местности и растительности вокруг него все равно выглядит очень живописно.
Завершилась поездка посещением сидерии Bullevie Cidre. Сотрудник компании провел увлекательную экскурсию по площадке, где производится сидр, рассказал о различных технологиях изготовления этого освежающего и тонизирующего напитка, его отличиях от других алкогольных напитков. Завершилась экскурсия дегустацией нескольких видов сидров, во время которой наши коллеги узнали историю создания этой молодой, но уже зарекомендовавшей себя сидерии.






ЭКСКУРСИОННАЯ ПОЕЗДКА В СМОЛЬНЫЙ
11 мая социально-бытовой отдел НИИ ОЭП организовал экскурсию в Санкт-Петербург "От Смольного монастыря к Смольному институту", в рамках которой наши сотрудники посетили сразу два места, связанных с историей Смольного института благородных девиц.
Сначала группа осмотрела ансамбль монастыря и сам Воскресенский всех учебных заведений Смольный собор, в котором в настоящее время проходят реставрационные работы. Затем - историческое здание Смольного института, построенное в начале XIX века. Более 100 лет здесь располагалось первое женское учебное заведение России, основанное Екатериной Великой - институт благородных девиц, в 1917 г. - штаб Октябрьской революции, а во время Великой Отечественной войны - штаб обороны Ленинграда. Сейчас здесь находится резиденция губернатора Санкт-Петербурга, администрация города и музей (Государственный историко-мемориальный музей "Смольный").




ПОЕЗДКА В РУССКИЙ МУЗЕЙ
В субботу, 30 марта, группа сотрудников НИИ ОЭП посетила проходящую в Русском музее выставку произведений Василия Ивановича Сурикова, приуроченную к 175-летию со дня рождения знаменитого живописца.
В составе выставки более 120 произведений из собраний музеев Санкт-Петербурга, Москвы и Красноярска, в том числе знаменитые исторические картины "Боярыня Морозова", "Переход Суворова через Альпы", "Взятие снежного городка", "Меншиков в Березове", портреты, картины на религиозные сюжеты, акварели, образцы книжной иллюстрации. Впервые после сложной реставрации на выставке представлены знаменитые полотна В.И. Сурикова "Покорение Сибири Ермаком" и "Степан Разин" из коллекции Русского музея.
Поездка была организована профсоюзным комитетом НИИ ОЭП.





ПОЕЗДКА В МИХАЙЛОВСКИЙ ТЕАТР НА БАЛЕТ "КОРСАР"
2 марта в преддверии празднования Международного Женского дня социально-бытовой отдел АО «НИИ ОЭП» сделал подарок сотрудникам института и организовал поездку в Михайловский театр на балет "Корсар" (новая редакция, посвященная памяти выдающегося танцовщика и хореографа Никиты Долгушина). Это один из самых красивых спектаклей в репертуаре театра. Яркая, динамичная, насыщенная событиями постановка, сочетающая в себе романтику и приключения, красочные декорации, роскошные костюмы, великолепная музыка, высококлассный кордебалет и, конечно, солисты, среди которых особенно хочется выделить Приску Цайзель (Медора), - всё это создало волшебное настроение и оставило у зрителей самые положительные эмоции.











Персональная фотовыставка Павла Меденникова
6 февраля в сосновоборском Центре развития личности "Гармония" открылась фотовыставка ведущего научного сотрудника НИИ ОЭП Павла Меденникова.
Фотографией Павел занимается уже 25 лет, в настоящее время он - руководитель городского фотоклуба "Фото.sbor". Практически все работы, представленные на выставке, которую Павел назвал "Многоточие...", выполнены в его любимом стиле - "жанр" и "жанровый портрет".
Жанровая фотография - это фотосъемка различных сценок из бытовой жизни, уличных событий, в которых фотограф стремится передать настроение, эмоции отдельного человека или группы людей. И Паше это мастерски удается. На его снимках - яркие и динамичные эпизоды из театральных постановок и выступлений танцевальных коллективов, интересные уголки Крыма - любимого места отдыха Паши, и просто портреты людей - веселые и серьезные, озорные и задумчивые, удивленные и восторженные... Многие из посетителей выставки увидели на снимках себя, своих друзй и знакомых и словно заново ощутили те эмоции, которые испытали когда-то и которые так точно сумел передать в своих работах Паша.
Кроме увлечения фотографией Павел пишет стихи и песни, прекрасно играет на гитаре и поет. Он - член сосновоборского клуба самодеятельной песни "Ингрия" и постоянный ведущий его ежегодных отчетных концертов. Как говорит сам Паша - он очень любит петь. И в этот раз они вместе с Анатолием Коваленко подготовили для всех пришедших на выставку музыкальный подарок.
В НИИ ОЭП Павел пришел после окончания ЛЭТИ им. В.И. Ульянова (Ленина) в 1987 г., работает в отделе информационно-измерительных оптико-электронных приборов и математического моделирования, является автором и соавтором ряда статей, опубликованных в Оптическом журнале и в сборнике трудов конференции "Прикладная оптика - 2016".