Наша жизнь
|
"ГТО В МОЕЙ СЕМЬЕ"3 ноября на базе спортивной школы "Малахит" в формате командной эстафеты прошел традиционный фестиваль "ГТО в моей семье". Среди команд в составе 3 человек (мама, папа и ребенок) победителями, как и в прошлом году, стала семейная команда сотрудников НИИ ОЭП Можейко. На 2 месте - семья Валуйских, 3 место у семьи Дмитриевых. |
---|
|
ПОЕЗДКА В ПУШКИНСКИЕ ГОРЫВ конце сентября состоялась поездка группы сотрудников института в Пушкинские горы, организованная профсоюзным комитетом. Пушкин. Он сопровождает нас всю жизнь. В детстве мы зачитываемся его сказками, в юности переживаем за Дубровского и Татьяну, позднее пытаемся разгадать загадку его философских произведений. Пушкиногорье. Пушкинский заповедник. Места, отмеченные гением Александра Сергеевича Пушкина. Особый мир поэта, в котором отразились его творческие устремления и замыслы, краски и звуки окружающей природы, народной жизни. |
---|---|
Наше знакомство с Пушкиногорьем началось с музея-усадьбы “Петровское”. В 1742 году Абрам Петрович Ганнибал, прадед поэта, получил эти земли по указу императрицы Елизаветы Петровны. На территории прекрасного парка расположены два дома - Абрама Петровича и его сына, двоюродного деда поэта - Петра Абрамовича. Оба дома восстановлены на старых фундаментах. Свой дом Абрам Петрович спроектировал самостоятельно - диплом военного инженера, подписанный Людовиком XV, был полезен не только на полях сражений. В домах мебель, книги, предметы интерьера, посуда XVIII-XIX вв. К огромному сожалению, подлинных вещей Ганнибалов-Пушкиных сохранилось не так уж много. Александр Сергеевич неоднократно бывал в Петровском, общался со своим двоюродным дедом, интересуясь своей родословной, тесно переплетенной с историей России. Особый интерес к Петровскому Пушкин проявлял во время работы над такими произведениями, как "Арап Петра Великого" и "Моя родословная". Великолепным обрамлением домов предстает старинный регулярный парк Петровского, площадь которого почти 9 га. До наших дней парк сохранил следы планировочных решений и даже некоторые насаждения начиная с 1750-х гг. и до начала XX в. Особое очарование парку придаёт геометрическая планировка территории. Подъемы и спуски, система декоративных и хозяйственных прудов, садовые элементы, стройные липовые аллеи и старейшины парка - два мощных вяза, которые росли еще при А.П. Ганнибале. Из беседки-грота, стилизованной под слона, открывается великолепный вид на озеро Кучане и расположенное на противоположном берегу Михайловское. В него мы и отправились после вкусного и сытного обеда в столовой "Пушкиногорье". Михайловское. Родовое имение - Ганнибалов и Пушкиных - было для Александра Сергеевича родным домом, "кабинетом", "приютом спокойствия, трудов и вдохновенья". Сюда он приехал после окончания лицея "беспечным юношей" в 1817 году, в 1819 г. - уже известным поэтом. В 1824-1826 годах он провел здесь "изгнанником два года незаметных". Возвращался сюда и в последующие годы. Именно в Михайловском впервые в творчестве поэта прозвучала тема народных судеб, простого русского народа, которая впоследствии прошла через все его произведения, вплоть до стихотворения "Памятник". Именно сюда после гибели поэта приехала его вдова, Наталия Николаевна, с детьми. Именно в парке Михайловского, в живых его декорациях, разыгрывали они сценки из его сказок, сидя на ветвях столетнего дуба, бродя по тропинкам парка в поисках следов невиданных зверей. Усадьба, обустроенная дедом Пушкина - Осипом Абрамовичем в конце XVIII века - невелика. Расположена она на берегу реки Сороть, окружена лугами и парком. В центре усадьбы - господский дом, по бокам от него расположены хозяйственные и служебные постройки. Слева - господский флигель (банька), получивший название "Домик няни" в память о няне Пушкиных Арине Родионовне. Банька из двух помещений. В светелке можно увидеть шкатулку Арины Родионовны. На крышке шкатулки с внутренней стороны надпись: "Для чорнаго дня...". А в мыльне Александр Сергеевич в любое время года принимал ледяные ванны. А после садился на коня и мчался в поля. Справа - господская кухня, дом управляющего и дом приказчика. При входе в усадьбу со стороны Еловой аллеи на деревянном лафете стоит старинная пушка-мортирка 1771 г. Крестьяне шутили: "Как же так: у Пушкиных - и без пушки". Ко времени приезда Пушкина в ссылку господский дом, отстроенный в конце XVIII века, порядком обветшал. Сам Александр Сергеевич называл его "скромная семьи моей обитель", "ветхая лачужка". Мебель, которая была в доме при Пушкине, была ганнибаловская. Пушкин себе ничего нового не покупал. В доме есть вещи, принадлежавшие Александру Сергеевичу - железная трость весом 3 кг, постоянная его спутница в пеших прогулках, подножная скамеечка А.П. Керн, фарфоровая чернильница в виде фигурки Амура верхом на дельфине из Полотняного завода (родовое имение жены А.С. Пушкина - Наталии Николаевны), вазочка из дерева и папье-маше с перламутром для перьев, серебряный подсвечник поэта. В доме много книг и картин. Портреты родных и друзей поэта - И.А. Ганнибала, В.Л. Пушкина, родителей, брата Левушки и сестры Ольги, И.И. Пушкина, А.А. Дельвига В.К. Кюхельбекера и другие. В экспозиции множество рукописей и рисунков самого Александра Сергеевича. Из окон дома открывается вид на берег Сороти и на старинный парк, разбитый дедом Пушкина Осипом Абрамовичем Ганнибалом в 1780-х годах во французском регулярном стиле. Он занимает площадь 21,1 га и состоит в основном из елей и сосен. Для Александра Сергеевича парк и сад, старые и запущенные, были любимым местом прогулок и источником творческого вдохновения. Центральная Еловая аллея ведет к господскому дому. А под углом к ней расположена мемориальная Липовая аллея, у которой есть и другое название - аллея Керн. Связано это с посещением Михайловского летом 1825 года Анной Петровной Керн. Липы посажены здесь в конце XVIII в. Выйдя за околицу усадьбы можно увидеть “мельницу-крылату” и Савкину горку - старинное городище, которое поэт мечтал выкупить для своей семьи. Из Михайловского мы направились в Тригорское, в гости к друзьям и дальним родственникам поэта - Осиповым. Время уже было позднее, но нынешние хозяйки усадьбы - замечательные экскурсоводы - дождались нас и провели по дому и парку. Дом в Тригорском был местом, где поэт находил сочувствие, душевный покой, искренние симпатии, участие и радушие. Старый господский дом требовал ремонта. Но средств у Прасковьи Александровны Осиповой не было. И в 1820-х годах семья перебралась в здание пустовавшей к тому времени полотняной фабрики. Именно этот "не то сарай, не то манеж" стал для михайловского изгнанника Пушкина в 1824-1826 гг. "приютом, сияньем муз одетым". Именно Тригорское, с его домом, парком, прудами и лесами, воспринимается как "дом Лариных", а в героях романа "Евгений Онегин" угадываются конкретные лица. На самом краю крутого обрыва к реке Сороть под сенью вековых дубов и лип стоит "скамья Онегина", уходит вглубь парка "аллея Татьяны". "Ель-шатер", "береза-седло", "дуб уединенный" - вот далеко не все реликвии прекрасного Тригорского парка. Любуясь красотами Пушкинских гор, нельзя не вспомнить о человеке, восстановившем усадьбы из руин после войны. Семен Степанович Гейченко (1903-1993), человек, посвятивший свою жизнь Александру Сергеевичу Пушкину и Пушкиногорью, около полувека был директором и хранителем Пушкинского заповедника. Сколько еще хотелось посмотреть! Святогорский монастырь, где нашел свой последний приют Поэт, городища Воронич и Савкину горку, музейный комплекс в деревне Бугрово. Но увы, за один день это не получится. Невозможно словами описать те чувства, с которыми мы возвращались из почти суточного путешествия. Несмотря на усталость, мы были переполнены эмоциями от прикосновения к нашей истории, к чарующему миру Поэта. В голове крутились обрывки произведений Пушкина, перед глазами проплывали прекрасные усадебные парки. И автобус наш сопровождала, пробираясь сквозь волнистые туманы, огромная луна. Н.Ю. Бобровская, |
|
ЭКСКУРСИОННАЯ ПОЕЗДКА В КУНСТКАМЕРУ И СЕРГИЕВКУ15 июля состоялась коллективная поездка сотрудников НИИ ОЭП в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеру) с посещением на обратном пути дворцово-паркового ансамбля "Усадьба Сергиевка". Обе экскурсии были организованы научным секретарем института А.П. Гурьевым. Экскурсия в Кунсткамеру состоялась в рамках ответного визита по согласованию с главным хранителем фондов музея Натальей Павловной Копаневой. |
---|---|
Невероятно вдохновляющую и интересную экскурсию по экспозиции Кунсткамеры для работников НИИ ОЭП провела Наталья Петровна Егорова, старший хранитель Музея М.В. Ломоносова. После посещения нескольких этнографических залов и основной экспозиции Кунсткамеры, среди экспонатов которых есть поистине уникальные предметы, наши сотрудники поднялись в башню и осмотрели экспозицию первой астрономической обсерватории Академии наук. Здесь в XVIII веке зародились отечественные астрономия, метеорология, география, геодезия, топография, служба времени. Среди экспонатов выставки — большая раздвижная зрительная труба, с помощью которой М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца в 1761 году. Затем по еще одной узкой винтовой лестнице наши сотрудники поднялись почти под крышу здания, в зал, где стоит земной и небесный Готторпский глобус и откуда открывается потрясающий панорамный вид на Неву, Дворцовый мост и стрелку Васильевского острова. Готторпский (Большой Академический) глобус, диаметр которого составляет 3,1 м, был изготовлен в герцогстве Шлезвиг-Гольштейн во времена правления герцога Фридриха III и впоследствии передан в подарок императору Петру I. Пострадавший во время пожара, он был восстановлен в середине XVIII века: географическая карта с внешней стороны глобуса отображает географические представления русских ученых того времени. Во второй половине дня состоялась экскурсия в Сергиевку – дворцово-парковый ансамбль, расположенный на месте бывшей усадьбы Лейхтенбергских в Старом Петергофе. Об истории усадьбы и о биологическом институте, который находится на ее территории сегодня, нашим сотрудникам рассказал профессор СПбГУ, доктор биологических наук, академик РАЕН Дмитрий Владимирович Осипов, который более 30 лет был директором НИИ Биологии и очень многое сделал для восстановления дворцово-паркового ансамбля: фасадов дворца, скульптуры, плотин, мостов и прудов парка. Сергиевка является памятником архитектуры XIX века федерального значения и входит в состав всемирного наследия ЮНЕСКО. Свое название усадьба получила от имени Сергея Петровича Румянцева, сына фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского. В 1838 году усадьбу приобрел Николай I, и она стала загородным домом любимой старшей дочери царя Марии Николаевны и ее мужа герцога Максимилиана Лейхтенбергского, президента Императорской академии художеств (с 1843 г.) и главноуправляющего корпуса горных инженеров (с 1844 г.). Архитектор Штакеншнейдер, который в Петербурге построил для четы Лейхтенбергских Мариинский дворец, стал также и автором их загородного дворца. После революции дворец и парк были взяты под охрану государства и переданы биолого-почвенному факультету Ленинградского университета. И по сей день в самом дворце и в постройках на территории усадьбы располагается НИИ Биологии. Во время Великой Отечественной войны усадьба Лейхтенбергских оказалась на линии фронта Ораниенбаумского плацдарма, парк и постройки сильно пострадали, погибли произведения искусства. Спустя время дворец был восстановлен, а сотрудники биологического института по крупицам собрали и отреставрировали чудом сохранившиеся скульптуры: "Еву", "Немезиду" и главный экспонат нынешней Сергиевки – "Венеру, снимающую сандалию". Туристов привлекает и находящаяся здесь скульптура "Голова", высеченная неизвестным скульптором в гигантском гранитном валуне предположительно в конце XVIII–начале XIX века и послужившая, по легенде, прообразом пушкинского персонажа в поэме "Руслан и Людмила". Обе экскурсии, необыкновенно интересные и насыщенные, проведенные людьми, влюбленными в свое дело, оставили неизгладимое впечатление у сотрудников нашего института. |
|
ЭКСПЕДИЦИЯ В УСТЬ-РУДИЦУ2 июня любители истории родного края из Санкт-Петербурга и Соснового Бора (в том числе сотрудники НИИ ОЭП) участвовали в авто-пешем походе на место бывшей усадьбы М.В. Ломоносова в Усть-Рудице. Цель экспедиции, которой руководил профессор СПбГУ, доктор биологических наук, академик РАЕН Дмитрий Владимирович Осипов, - оценка нынешнего состояния территории, обелиска, посвященного М.В. Ломоносову, окружающего ландшафта и сохранение исторической памяти об Усть-Рудицкой фабрике цветного стекла, основанной великим ученым в 1753 г. |
---|---|
Именно здесь Ломоносов создал передовые по тем временам технологии стекольной промышленности, производства смальты и техники мозаичного набора художественных произведений. К сожалению, выдающийся исторический памятник российской науки, культуры и техники – усадьба М.В. Ломоносова и фабрика цветного стекла в Усть-Рудице на много лет была предана забвению. Добраться сюда на машине сложно – сначала по шоссе от Большой Ижоры, потом поворот на бетонку, затем проселком по колеям и рытвинам лесной дороги. Один участок пути особенно труден: гать через болото. Дальше – пешком 2 км и вброд через речку Рудицу. Пространство преодолено – теперь нас с Ломоносовым разделяет только время, более 270 лет. Тогда тут было шумно – вовсю шло строительство фабрики и усадьбы. А теперь тишина, ни души. Мы единственные посетители этого "музея под открытым небом", в глухом лесу, под двумя вековыми дубами. Только гранитный обелиск с лаконичной надписью: "Здесь работал М.В. ЛОМОНОСОВ. 1753–1765". Дмитрий Владимирович Осипов, автор книги "Усадьба Ломоносова Усть-Рудица – фабрика цветного стекла", может бесконечно рассказывать о вкладе выдающегося русского ученого в развитие стекольного и мозаичного дела в России, о том, как Ломоносов запрудил здесь Рудицу, поставил мельницу, лесопилку, плавильные печи и начал из песка производить стекло и смальту – по своим рецептам. Лес, растущий на месте усадьбы, мы исследовали, сколько смогли за день. И ушли не с пустыми руками: несколько кусочков цветного стекла, осколок подовой кладки (дна) стеклоплавильной печи из огнеупорной гжельской белой глины, фрагмент кирпича фундамента усадебного дома – есть первые экспонаты для музея НИИ ОЭП. Все путешественники, несмотря на усталость, остались довольны: в памяти - преодоленные трудности лесного похода, живописные фотографии родного края. В настоящее время мы не решим проблему воссоздания усадьбы и фабрики Ломоносова, но пробудить интерес к забытым историческим местам вполне по силам нашим современникам. А.П. Гурьев, |
|
ПОЕЗДКА В САБЛИНСКИЕ ПЕЩЕРЫ И НА ЗАВОД ПО ПРОИЗВОДСТВУ СИДРА18 мая около 30 сотрудников НИИ ОЭП и членов их семей совершили экскурсионную поездку в Саблинский памятник природы, расположенный в Тосненском районе Ленинградкой области. |
---|---|
Началась экскурсия с посещения парка Александра Невского на Графской горе на берегу реки Тосны между городом Никольское и поселком Ульяновка. По преданию, здесь молодой князь Александр Ярославович с дружиной молился о даровании победы перед Невской битвой 15 июля 1240 года. В 2021 году к 800-летию со дня рождения Александра Невского здесь был открыт монумент "Молитва перед боем". Бронзовый памятник изображает князя в боевом облачении, а за ним на каменном постаменте изображен скульптурный лик Христа Спасителя, вписанный в круг, с обратной стороны которого – лик Богородицы с ребенком на руках как символ защиты и заступничества. Затем группа осмотрела Саблинские пещеры, представляющие собой заброшенные подземные выработки по добыче кварцевого песка, используемого для производства стекла. Большая часть выработок относится к середине XIX-началу XX века. В данный момент для посещения открыта самая большая и интересная Левобережная пещера. Протяженность укрепленного и оборудованного лабиринта, открытого для посетителей, составляет примерно километр. Особый интерес из увиденного представляют подземное озеро, глубина которого доходит до 1,5 метров, а также большие и красивые подземные залы: Зал Подземного Короля, Космический зал, Колонный, Красная шапочка и другие. Левобережная пещера – самая разноцветная (по цвету горных пород) пещера в окрестностях Санкт-Петербурга. Зимой в ней зимует самая крупная в области популяция летучих мышей. Другой достопримечательностью, относящейся к Саблинскому памятнику природы, является Саблинский водопад. Его высота в разное время года из-за переменного водопотока колеблется от 3 до 4 метров. В мае уровень воды в Саблинке падает, поэтому водопад слабеет, но благодаря холмистой местности и растительности вокруг него все равно выглядит очень живописно. Завершилась поездка посещением сидерии Bullevie Cidre. Сотрудник компании провел увлекательную экскурсию по площадке, где производится сидр, рассказал о различных технологиях изготовления этого освежающего и тонизирующего напитка, его отличиях от других алкогольных напитков. Завершилась экскурсия дегустацией нескольких видов сидров, во время которой наши коллеги узнали историю создания этой молодой, но уже зарекомендовавшей себя сидерии. |
|
ЭКСКУРСИОННАЯ ПОЕЗДКА В СМОЛЬНЫЙ11 мая социально-бытовой отдел НИИ ОЭП организовал экскурсию в Санкт-Петербург "От Смольного монастыря к Смольному институту", в рамках которой наши сотрудники посетили сразу два места, связанных с историей Смольного института благородных девиц. Сначала группа осмотрела ансамбль монастыря и сам Воскресенский всех учебных заведений Смольный собор, в котором в настоящее время проходят реставрационные работы. Затем - историческое здание Смольного института, построенное в начале XIX века. Более 100 лет здесь располагалось первое женское учебное заведение России, основанное Екатериной Великой - институт благородных девиц, в 1917 г. - штаб Октябрьской революции, а во время Великой Отечественной войны - штаб обороны Ленинграда. Сейчас здесь находится резиденция губернатора Санкт-Петербурга, администрация города и музей (Государственный историко-мемориальный музей "Смольный"). |
---|
|
ПОЕЗДКА В РУССКИЙ МУЗЕЙВ субботу, 30 марта, группа сотрудников НИИ ОЭП посетила проходящую в Русском музее выставку произведений Василия Ивановича Сурикова, приуроченную к 175-летию со дня рождения знаменитого живописца. В составе выставки более 120 произведений из собраний музеев Санкт-Петербурга, Москвы и Красноярска, в том числе знаменитые исторические картины "Боярыня Морозова", "Переход Суворова через Альпы", "Взятие снежного городка", "Меншиков в Березове", портреты, картины на религиозные сюжеты, акварели, образцы книжной иллюстрации. Впервые после сложной реставрации на выставке представлены знаменитые полотна В.И. Сурикова "Покорение Сибири Ермаком" и "Степан Разин" из коллекции Русского музея. Поездка была организована профсоюзным комитетом НИИ ОЭП. |
---|
|
ПОЕЗДКА В МИХАЙЛОВСКИЙ ТЕАТР НА БАЛЕТ "КОРСАР"2 марта в преддверии празднования Международного Женского дня социально-бытовой отдел АО «НИИ ОЭП» сделал подарок сотрудникам института и организовал поездку в Михайловский театр на балет "Корсар" (новая редакция, посвященная памяти выдающегося танцовщика и хореографа Никиты Долгушина). Это один из самых красивых спектаклей в репертуаре театра. Яркая, динамичная, насыщенная событиями постановка, сочетающая в себе романтику и приключения, красочные декорации, роскошные костюмы, великолепная музыка, высококлассный кордебалет и, конечно, солисты, среди которых особенно хочется выделить Приску Цайзель (Медора), - всё это создало волшебное настроение и оставило у зрителей самые положительные эмоции. |
---|
|
Персональная фотовыставка Павла Меденникова6 февраля в сосновоборском Центре развития личности "Гармония" открылась фотовыставка ведущего научного сотрудника НИИ ОЭП Павла Меденникова. Фотографией Павел занимается уже 25 лет, в настоящее время он - руководитель городского фотоклуба "Фото.sbor". Практически все работы, представленные на выставке, которую Павел назвал "Многоточие...", выполнены в его любимом стиле - "жанр" и "жанровый портрет". |
---|---|
Жанровая фотография - это фотосъемка различных сценок из бытовой жизни, уличных событий, в которых фотограф стремится передать настроение, эмоции отдельного человека или группы людей. И Паше это мастерски удается. На его снимках - яркие и динамичные эпизоды из театральных постановок и выступлений танцевальных коллективов, интересные уголки Крыма - любимого места отдыха Паши, и просто портреты людей - веселые и серьезные, озорные и задумчивые, удивленные и восторженные... Многие из посетителей выставки увидели на снимках себя, своих друзй и знакомых и словно заново ощутили те эмоции, которые испытали когда-то и которые так точно сумел передать в своих работах Паша. Кроме увлечения фотографией Павел пишет стихи и песни, прекрасно играет на гитаре и поет. Он - член сосновоборского клуба самодеятельной песни "Ингрия" и постоянный ведущий его ежегодных отчетных концертов. Как говорит сам Паша - он очень любит петь. И в этот раз они вместе с Анатолием Коваленко подготовили для всех пришедших на выставку музыкальный подарок. В НИИ ОЭП Павел пришел после окончания ЛЭТИ им. В.И. Ульянова (Ленина) в 1987 г., работает в отделе информационно-измерительных оптико-электронных приборов и математического моделирования, является автором и соавтором ряда статей, опубликованных в Оптическом журнале и в сборнике трудов конференции "Прикладная оптика - 2016". |